ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836Ц1861),
Русский критик, публицист. Родился 24 января
(5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец был
хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом
консистории. Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное
образование дома под руководством учителя-семинариста. Огромная
домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В
1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного
училища, в 1848 Ц в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии
был первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, лчитал все,
что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды,
поэмы, романы, Ц всего больше романы╗. Реестр прочитанных книг,
который вел Добролюбов, записывая в него свои впечатления от
прочитанного, насчитывает в 1849Ц1853 несколько тысяч названий.
Добролюбов вел также дневники, писал Заметки, Воспоминания, стихи
(лВ свете все живут обманом..., 1849, и др.), прозу (Приключения на
масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в драматургии.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал лАхинея╗,
в котором в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные
стихи посылал в журналы лМосквитянин╗ и лСын отечества╗ (не были
опубликованы). Добролюбов писал также статьи для газеты лНижегородские
губернские ведомости╗, собирал местный фольклор (более тысячи
пословиц, поговорок, песен, преданий и т.п.), составил словарь
местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.
В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в
Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он
сдал экзамены в Главный педагогический институт на
историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного
звания. В годы учебы в институте Добролюбов изучал фольклор, написал
Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г.Буслаева (1854),
О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в
выражениях и оборотах (1854) и др. работы.
В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал лподвигом
переделыванья╗ себя. Разочарованию в религии способствовала
потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а
также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая
I и Крымской войной 1853Ц1856. Добролюбов начал бороться со
злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался
кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические
вопросы и читавших нелегальную литературу. За сатирическое
стихотворение, в котором Добролюбов обличал царя как лдержавного
барина╗ (На 50-летний юбилей его превосходительства Ник.Ив.Греча,
1854), был посажен в карцер. Через год Добролюбов направил Гречу
вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года, которое адресат
переслал в III-е отделение. В стихотворном памфлете Дума при гробе
Оленина (1855) Добролюбов призывал к тому, чтобы лраб... топор на
деспота поднял╗.
В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету лСлухи╗, в
которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания Ц
Тайные общества в России 1817Ц1825, Разврат Николая Павловича и его
приближенных любимцев и др. В том же году познакомился с
Н.Г.Чернышевским, в котором его потрясло наличие лума,
строго-последовательного, проникнутого любовью к истине╗.
Чернышевский привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале лСовременник╗.
Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов
и др.). В привлекшей общественное внимание статье Собеседник
любителей российского слова (1856) обличал лтемные явления╗
самодержавия. В лСовременнике╗ появились статьи Добролюбова
Несколько слов о воспитании по поводу лВопросов жизни╗ г.Пирогова
(1857), Сочинения гр. В.А.Соллогуба (1857) и др. В 1857 по
предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел
критики лСовременника╗.
В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был
лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у
кн. Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во
2-м кадетском корпусе. Продолжал активно работать в лСовременнике╗:
только в 1858 им было опубликовано около 75 статей и рецензий,
рассказ Делец и несколько стихотворений. В статье О степени участия
народности в развитии русской литературы (1958) Добролюбов дал
оценку русской литературе с социальной точки зрения.
К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном
отделе критики, библиографии и современных заметок лСовременника╗,
оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации.
Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях
Литературные мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина?
(1859), Темное царство (1859) сделали его кумиром разночинной
интеллигенции.
В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор
романа И.Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал
отношения с лСовременником╗) и Луч света в темном царстве (о драме
А.Н.Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению
родины от лвнутреннего врага╗, каковым считал самодержавие. Несмотря
на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей
Добролюбова был очевиден.
Добролюбов писал и для лСвистка╗ Ц сатирического приложения к лСовременнику╗.
Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения,
фельетона и др., скрываясь за образами лбарда╗ Конрада Лилиеншвагера,
лавстрийского поэта-шовиниста╗ Якова Хама, люного дарования╗ Антона
Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась
болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии,
Швейцарии, Италии, Франции. Политическая ситуация в Западной Европе,
встречи с известными деятелями революционного движения (З.Сераковский
и др.) отразились в статьях Непостижимая странность (1860) и др., в
которых Добролюбов усомнился в возможности лмгновенного, чудесного
исчезновения всего векового зла╗ и призвал внимательнее
присматриваться к тому, что подсказывает сама жизнь для выхода из
несправедливого социального устройства. Несчастливая любовь к
итальянке И.Фиокки вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни
много..., Нет, мне не мил и он, наш север величавый... и др.
В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 в лСовременнике╗
была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная
творчеству Ф.М.Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова
ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие
единомышленники. Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал
мужественное стихотворение Пускай умру Ц печали мало...
Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861.